Просмотр по

Как из любопытного малыша вырастить любознательного

Любопытный ребенокЛюбопытство —одна из главных движущих сил в жизни ребенка. Вот только у одних оно становится основой интереса к познанию мира, вдумчивой, внимательной учебы и работы, других же толкает на шалости и проказы, далеко не всегда безобидные…
   
Как проявляется любопытство?
   
Едва научившись совершать произвольные движения, кроха с интересом тянется к любому новому предмету, пытаясь схватить его, ощупать, погрызть. Это работает врожденная ориентировочная активность —биологический инстинкт, отвечающий за выживание, и присущий не только людям, но и всем живым существам. В дальнейшем врожденная потребность к познанию окружающего мира начинает трансформироваться и приобретает новые оттенки.
   
С года до трех лет малышей привлекают в основном внешние признаки: яркий цвет, необычная форма, издаваемый непривычный звук, невиданный размер и т.д. Постепенно ребенок открывает и то, что окружающие его предметы имеют и что-то внутри. Чтобы выяснить, что скрывается под уже исследованной оболочкой, они ломают, раскручивают, развинчивают, выворачивают вверх дном (конечно, частенько приводя родителей в ужас). А научившись говорить, изводят взрослых бесконечными «почему?», «как?» и «зачем?»…
   
Сам малыш при этом, поверьте, вовсе не догадывается, что делает что-то «плохое» или «неправильное». Он познает мир —что может быть естественнее! Чем интереснее предмет, необычнее его «начинка», тем больше толчков к открытиям и размышлениям получает кроха.
   
С трех до четырех лет причиной повышенного любопытства становятся физиологические особенности малышей.
   
У деток этого возраста активно включается в работу мозговая система гиппокампа. Это ключевая структура лимбического мозга, который выделяет и удерживает в потоке внешних стимулов важную информацию, выполняя функции хранилища кратковременной памяти и последующего ее перевода в долговременную. Чтобы гиппокамп мог развиваться, малышу обязательно нужны новые впечатления, причем именно действенные, телесные.
   

Зачем быть любопытным?

Детское любопытство — главная основа дальнейшей любознательности. Нужны ли эти качества вашему ребенку? Решайте сами, ведь любознательность —это:
активность познания.
Любознательные потому так и называются, что им нравится ЗНАТЬ. Таким деткам интересно исследовать мир, открывать в нем все новые и новые стороны. Их мышление активно, подвижно, таким малышам будет легче учиться, и успехов они достигнут гораздо больших.
   
самостоятельность и креативность.
Чем больше человечек знает и умеет, чем больше он пробовал и исследовал, тем меньше он нуждается в подпорках и постоянном контроле. В свою очередь, это позволит малышу свободнее экспериментировать, пробовать и дальше —именно так развиваются творческие способности, ведь они предполагают возможность думать и осуществлять свои идеи самостоятельно.
   
легкость общения.
Любознательный ребенок много знает и еще больше стремится узнать. Значит, с ним всегда будет интересно и детям (есть много игр, в которые он уже умеет играть, но всегда готов принять и новые идеи, придумать некие их модификации), и взрослым (его не надо постоянно занимать и развлекать).
   

Возможно это вас также заинтересует:   Скороговорки. Часть1 – значение и польза.

Как направить любопытство в правильное русло?

Как ребенок познает мирНеуемная детская любознательность порой выводит уставших и задерганных родителей из себя. Им гораздо легче объяснить чаду, что так себя вести нельзя, чем направить неуемную энергию малыша в нужное русло. А между тем, сделать это совсем не сложно!
   
смотрите на мир глазами ребенка.
Для нас, взрослых, в происходящем вокруг нет ничего нового, все банально и скучно. Для малыша же еще так много всего происходит впервые: взглянув с этой точки зрения, вы поймете, что он нашел интересного в простой обыденности.
   
копайте глубже.
Старайтесь в беседах и экспериментах с малышом обращать внимание не столько на внешнюю сторону происходящего, сколько на его внутренние аспекты. Не ограничивайтесь одним способом, одним вариантом, ищите и другие.
   
не делите мир на скучный и интересный.
Конечно, за годы жизни у вас сложились пристрастия и предпочтения. Один любит футбол, другой — путешествия и животных, третий — решать задачки, четвертый — писать маслом… Но не забывайте: у вас наверняка была возможность выбора. Предоставьте ее и ребенку. Позвольте ему интересоваться даже тем, что у вас вызывает неодолимую зевоту.
   
радуйтесь любым исследованиям и опытам малыша.
Сколь бы странными или «примитивными» они вам ни казались, проявите интерес, похвалите, оцените…
   
учите учиться.
А главное, объясните ребенку то, что путь обучения и познания увлекателен сам по себе, процесс важнее результата, выражаемого во внешнем признании и одобрении…
   

Как нужно отвечать ребенку на вопросы.

Иногда действительно невозможно ответить на поток бесконечных «почему?» и «зачем?» ребенка. Но задумайтесь, не слишком ли часто вы просто отмахиваетесь от ребенка…
   
МАЛ ЕШЕ! —если сегодня малыш захотел о чем-то узнать, мы никак не можем быть уверены в том, что этот интерес не пропадет и через год, два, тем более — в школе… К тому же, когда возникший интерес не удовлетворяют объяснения родителей, он может найти их в другом месте, где качество информации вы никак отследить не сможете.
   
ЭТО И ДУРАКУ ПОНЯТНО —спрашивание равнозначно для ребенка просьбе о помощи: «Помоги, я сам не справляюсь…» Отговариваясь подобным образом, вы заявляете ему о том, что считаете его глупым и никчемным. А это прекрасная почва как для всевозможных проблем на основе низкой самооценки, так и для уверенности в том, что учиться не надо, так как все равно бессмысленно — родился дураком, так чего теперь…
   
Я И САМ НЕ ЗНАЮ… —никто не может знать обо всем на свете. Покажите ребенку, что не знать чего-то —это нормально, не страшно и не стыдно. Зато дает возможность новых открытий.
   
Ну а ваша родительская задача
— показать малышу к ним дорогу: через книги и энциклопедии, Интернет, обучающие программы и мультфильмы. Важно и то, что детям так приятно быть уверенными в том, что родители все же всесильны, всезнающи и всемогущи…
— иногда родители, считая, что ребенок не сможет переварить «научную» информацию, рассказывают ему сказку, в которой все происходит по волшебству, само собой… И это прекрасно. Но не забывайте о том, что вашему чаду надо также освоить мир причин и следствий, взаимосвязей всего происходящего.
   
СЯДЬ И ДОСЛУШАЙ! —порой малыши задают вопросы вовсе не о том, о чем спрашивают. Просто не знают, как сформулировать свою мысль. Получается своего рода «испорченный телефон» —вы принимаетесь рассказывать о том, что ребенка совсем не занимает. Стоит ли удивляться, что он убегает, не дослушав! Прежде чем отвечать на очередное «почему», уточните, правильно ли вы поняли вопрос.
   
ТЫ УЖЕ СПРАШИВАЛ! —ребенку важно получить больше информации о знакомых явлениях. Если вам некогда, предложите ему посмотреть об этом в книге.
   
Мечтающий ребенокЛюбопытство развито у всех детишек в разной степени.
К слову сказать, и сфера приложения его также у всех разная. Обычно наиболее ярко это качество проявляется в той области, которая связана с ведущей сенсорной системой ребенка.
• малыши-аудиалы с радостью исследуют мир звуков, осваивают их извлечение как из бытовых предметов, так и из музыкальных инструментов, слушают и поют песенки, легко учат стихи и иностранные языки.
• визуалы очень внимательны в рассматривании окружающего мира и того, как ведут себя люди или животные в различных ситуациях.
• кинестетикам нужны тактильные ощущения, подвижность, спортивные игры и исследование возможностей собственного тела. Запреты, критика, одергивания в адрес именно своего «направления» малышом воспринимаются наиболее болезненно.
   
Еще немного про детские вопросы.
Вовсе не всегда детские «почему?», «а как?», «зачем?» —признак проявления именно любопытства, то есть интереса к тому, как устроен окружающий мир. Иногда вопросы, задаваемые ребенком, преследует иные цели. Например, в некоторых случаях они являются следствием познания постоянства и изменчивости объектов, времени и пространства. 2-2,5-летний ребенок прекрасно знает, что папа на работе. Но через каждые три минуты целый день повторяет: «А где мой папа?» И очень обижается, когда мама раздраженно кричит: «Сто раз тебе сказала! На работе он! Вечером придет!» Конечно, маму можно понять —подобное занудство сводит с ума. Но подбодрите себя тем, что у ребенка еще нет понимания и чувствования времени: для него есть только «сейчас», и нет никакого «вечером», «через час» и т.д. Он для того и спрашивает, чтобы прочувствовать время и научиться соотносить свое существование с действиями других людей.

Возможно это вас также заинтересует:   Количество иностранных студентов в России сокращается

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *